mis_oksana (mis_oksana) wrote,
mis_oksana
mis_oksana

А вы говорите раскол на Украине - все старо как мир. Помнит земля моя.



Пре­по­доб­но­му­че­ник Афа­на­сий Брест­ский был бе­ло­рус и ро­дил­ся око­ло 1597 го­да в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье Филип­по­ви­чей. Он по­лу­чил се­рьез­ное об­ра­зо­ва­ние, знал бо­го­слов­скую и ис­то­ри­че­скую ли­те­ра­ту­ру, о чем сви­де­тель­ству­ет со­хра­нив­ший­ся днев­ник свя­то­го.

В мо­ло­дые го­ды свя­той Афа­на­сий неко­то­рое вре­мя был учи­те­лем в до­мах поль­ских шлях­ти­чей. В 1627 го­ду он при­нял по­стриг от игу­ме­на Иоси­фа в Ви­лен­ском мо­на­сты­ре Свя­то­го Ду­ха. В 1632 г. инок Афа­на­сий был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и на­зна­чен на­мест­ни­ком Ду­бой­ской (Ду­бов­ской) оби­те­ли под Пи­нс­ком. Свя­той Афа­на­сий по осо­бо­му бла­го­сло­ве­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри са­мо­от­вер­жен­но от­ста­и­вал пра­во­сла­вие в пре­де­лах ис­кон­но рус­ских зе­мель, за­хва­чен­ных Ре­чью Поспо­ли­той. С 1638 по 1648 гг. свя­той Афа­на­сий ис­пол­нял по­слу­ша­ние игу­ме­на Брест­ско­го Си­мео­нов­ско­го мо­на­сты­ря. Пре­по­доб­ный пре­тер­пел мно­го обид от уни­а­тов и неза­кон­ных на­ка­за­ний от вла­стей, три­жды ис­пы­тал тю­рем­ное за­клю­че­ние. Свя­той был на­прав­лен вла­стя­ми в Ки­ев, чтобы пред­стать пе­ред ду­хов­ным су­дом, но был оправ­дан, вновь воз­вра­щен в свою оби­тель. В те­че­ние де­ся­ти лет пре­по­доб­ный Афа­на­сий, на­хо­дясь в сре­де недоб­ро­же­ла­тель­но на­стро­ен­ных к нему лиц, вел непре­рыв­ную борь­бу за свя­тое пра­во­сла­вие, вер­ность ко­то­ро­му за­сви­де­тель­ство­вал сво­и­ми стра­да­ни­я­ми.
Православные — как духовенство и монахи, так и миряне — терпели много притеснений за свою веру: не раз испытывали от своевольных школьников иезуитских и от униатских попов ругательства, позорные насмешки и битье, нападения и всякого рода бедствия. Один униатский архимандрит, насильно захвативши на большой дороге монахов, посланных к св. Афанасию из Купятицкого монастыря, священноиноку отрезал бороду, диакона раздел донага и обоих прогнал, а двух монастырских коней со всеми вещами граби­тельски присвоил себе. Дошло до того, что никому из монастыря нельзя было показаться на улицу, не подвергаясь ругательствам. «На каждом месте, — рассказывает св. Афанасий, — во дворах и судах, ругаются над нами и кричат на нас: “Гу-гу, русин, волк, схизматик, турко-гречин, отщепенец”».
В связи с восстанием Хмельницкого в 1648 году против православных поднялась новая волна гонений. По доносу капитана королевской гвардии Шумского субботним днём 1 июля (10 июля) 1648 год А. Филиппович был арестован сразу после Божественной литургии в храме Рождества Богородицы по обвинению в сотрудничестве с Богданом Хмельницким, за «посылание каких-то писем и пороха казакам». В ответ на обвинения Афанасий потребовал свидетельств мытников: «Пусть они признают, если я когда-нибудь куда-то порох поставлял. А страницы писем, пусть мне тут доказательство какое-нибудь на это покажут, что их посылал, как рассказывает». Вскоре в брестском монастыре был проведён обыск, который, однако, не дал положительных результатов.

Тогда в вину Филипповичу поставили то, что «унию святую хулил и проклинал». В ответ на последнее обвинение Афанасий отвечал: «Проклята теперешняя ваша уния. И знайте о том наверняка, если её из панства своего не выкорчуете, а православную церковь восточную не успокоите, гнев божий над собой наживёте». Судьи постановили, что Филиппович заслуживает смертной казни, однако для последней требовалось окончательная санкция из Варшавы. Афанасия временно заковали в колодки и бросили в цейхгауз. В ночь на 5 сентября, вскоре после того, как Афанасий подтвердил проклятие унии перед приехавшими луцким бискупом Гембицким и канцлером Альбрехтом Радзивиллом, ему в камеру прислали студента-иезуита, однако и попытки последнего склонить Афанасия на свою сторону не увенчались успехом. Вскоре Филипповича, предварительно сняв с него колодки, привели к брестскому воеводе А. Масальскому, который, не желая брать его к себе, сказал: «Зачем вы ко мне его привели? Он уже в ваших руках — так что делайте с ним, что хотите!» Затем А. Филипповича из обоза воеводы вывели в бор возле деревни Гершановичы и после пыток («там его сперва пытали огнём. И говорили — мушкет набили двумя пулями… И могилу, говорили, приготовили) солдаты брестского воеводы убили священника. По свидетельствам очевидцев, ранен двумя пулями в лоб навылет, какое-то время стоял, прислонившись к сосне, пока не был спихнут в вырытую могилу. Перед смертью не отказался от своих слов: «Что я уже говорил, то говорил, и с тем умираю».

Лишь через восемь месяцев, 1 мая 1649 года, некий мальчик показал монахам, где была могила игумена. 7 мая 1649 года с разрешения полковника Фелициана Тышкевича иноки перенесли его в свой монастырь и с почестями похоронили в склепике на правом клиросе в храме святого Симеона Столпника.

По­пыт­ки сло­мить ду­хов­ную це­ле­устрем­лен­ность свя­то­го бы­ли на­прас­ны­ми. Свя­той Афа­на­сий му­че­ни­че­ски скон­чал­ся в ночь с 4 на 5 сен­тяб­ря 1648 го­да (об­ре­те­ние мо­щей 20 июля 1679 г.).

Полное житие http://azbyka.ru/days/sv-afanasij-brestskij

Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского глас 2
Блажен еси, отче наш Афанасие,/ яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/ со умилением присно поя неседальное Пречистей,/ заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти./ Мы же, чтуще святыню твою,/ со дерзновением взываем ти:/ отче наш, преподобномучениче Афанасие,/ похвало и украшение наше.
Ин кондак преподобномученика Афанасия Брестского глас 2
Яко постника благочестна и искусна,/ и страдальца произволением честна,/ и пустыни жителя сообразна,/ в песнех достойно хвалим Афанасия приснохвальнаго,/ той бо змия попрал есть.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments